Советские катера и лодки


NI назвал пять самых впечатляющих советских и российских подлодок

Проект 661 "Анчар"

Трудно найти лучшую иллюстрацию изобретательности советской военно-морской инженерии, чем подводная лодка проекта 661. Она была спущена на воду в конце 1968 года и до сих пор удерживает титул самой быстрой субмарины в мире. Благодаря двум атомным реакторам она могла разогнаться под водой до 44,7 узла (свыше 82 километров в час).

Лодка была впервые построена по двухкорпусной схеме: легкий корпус придавал ей правильную гидродинамическую форму, а прочный в передней части был выполнен в виде восьмерки, освобождая место по бортам для ракетных шахт. При этом также впервые в СССР для изготовления подлодки использовался титановый сплав.

Примечательно и то, что это была первая в мире субмарина, способная запускать крылатые ракеты из подводного положения. Специально для проекта 661 была разработана ПКР "Аметист". И хотя ее дальность не превышала ста километров, за счет скрытного запуска из-под воды экипаж мог легко рассчитывать на успех благодаря фактору внезапности.

К недостаткам подлодки можно отнести то, что при максимальной скорости она создавала шум на уровне 100 децибел, из-за чего ее было легко обнаружить. Кроме того, применявшиеся технологии и материалы были во многом уникальны и делали субмарину очень дорогой, из-за чего ее даже прозвали "Золотая рыбка". В результате серийной эта подводная лодка так и не стала, однако полученный в ходе ее создания опыт затем очень пригодился при проектировании подлодок следующих поколений.

Проект 941 "Акула"

Стратегические подводные лодки проекта "Акула" являются самыми большими в мире (водоизмещение - 48 тысяч тонн). Основу их вооружения составляли 20 тяжелых баллистических ракет Р-39, каждая из которых могла нести по десять боезарядов. Также подлодки оснащались торпедами и средствами ПВО.

Первая из подлодок проекта 941 - "Дмитрий Донской" - была введена в строй в 1981 году и в отличие от пяти других представителей проекта до сих пор находится в составе флота. Глубокая модернизация в конце 1990-х позволила переоборудовать субмарину под более современные ракеты "Булава". Также появлялась информация, что подлодку могут довооружить двумястами крылатыми ракетами "Калибр".

Проекты 877 "Палтус" и 636 "Варшавянка"

Дизель-электрические подлодки проекта 877 начали строить в Советском Союзе в 1970-х годах. Конструкция оказалась настолько удачной, что до сих пор сохраняет свой модернизационный потенциал. В 1990-х стали спускать на воду подлодки проекта 636 - продолжение проекта 877, которые уходили на экспорт в Китай, Вьетнам и Алжир. А уже в 2000-х появился наиболее современный проект 636.3 - эти подлодки строятся исключительно для ВМФ России.

Как уже писала "РГ", подлодки данной серии за их исключительную малозаметность в странах НАТО прозвали "Черные дыры". В основном они предназначены для ведения противолодочной войны в прибрежных водах. Вооружены торпедами и ракетами "Калибр".

Проект 955 "Борей"

Подводные лодки данного типа начали строить уже после распада СССР, их задача - заменить морально устаревшие стратегические подлодки проекта "Акула". Основная концепция, по мнению автора The National Interest, такова: российский флот нуждался в новой подлодке, которая меньше и легче, чем "Акула", но обладает большей разрушительной силой.

В итоге задумка была реализована - водоизмещение "Бореев" вдвое меньше предшественников, при этом на борту располагаются 16 ракет Р-30 "Булава". На данный момент в строю находятся четыре подводные лодки данного проекта (а также усовершенствованного 955А), а общее их число совсем скоро может вырасти до 10.

Проект 855 "Ясень-М"

Проект "Ясень-М" - это последнее поколение российских ударных подводных лодок, которое может похвастаться обновленным цифровым управлением, более коротким корпусом и значительно более низкой акустической сигнатурой. Данные подлодки могут запускать новейшие российские крылатые ракеты - "Калибр-М" (до 50 единиц на борту) с дальностью полета 4500 километров, "Оникс" или "Циркон" (до 40).

По своим характеристикам "Ясени" сопоставимы с американскими субмаринами класса Virginia, хотя при значительно более низкой стоимости.

Надувные лодки СССР

Обзор надувных лодок СССР

В Советском Союзе надувные лодки начали изготавливать в тридцатых годах двадцатого века. Первые модели были предназначены для армии, спасательных служб, экспедиций. Они выпускались московским заводом «Каучук», имели специальное назначение, вмещали до 30 человек и комплектовались деревянными настилами. В середине прошлоо столетия в России наладился серийный выпуск надувных лодок, предназначенных для рыбалки и охоты. Конструкции изготавливались из прорезиненной ткани, имеющей хлопчатобумажную основу. Это были немного неповоротливые, но надежные и долговечные модели, которые используются некоторыми водниками и сегодня.

 


Марки лодок, произведенных в СССР

В шестидесятых годах в продажу вышла серия легендарных лодок Нырок, которые собирались на заводе в Ярославле. Это были гребные одноместные и двухместные суда с просторным кокпитом и защитным покрытием из неопрена. Они отличались повышенной грузоподъемностью, увеличенным диаметром баллонов, могли ходить на большие расстояния, использоваться для сплава по порожистым рекам.

Позже в СССР вышли лодки Зарянка, имеющие надувное днище и катамаранную форму. Модели обладали симметричной по миделю конструкцией, позволяющей гребцам сидеть как лицом, так и спиной к направлению движения. Носовая и кормовая части закрывались деками в виде арок, служившими опорой для спины. Лодки обладали высокой остойчивостью и предназначались для рыбалки на больших озерах.

Большой известностью до сих пор пользуются советские лодки Ласточка. Они обладают вытянутой байдарочной формой, хорошими ходовыми характеристиками, управляются двухлопастными веслами и даже сейчас используются для туристических путешествий, рыбной ловли.

В семидесятых годах в СССР стали выпускать двух-четырехместные лодки марок ЛГН, Омега, Дельфин. Они комплектовались разборными веслами, палатками, сиденьями-банками из фанеры, имели настил из дерева, овальную форму или заостренные оконечности, изготавливались из плотной прорезиненной ткани с кордом из шелка. В отдельной линейке появились лодки Славянка, Айгуль с просторным кокпитом и оснасткой, обеспечивающей повышенный комфорт на рыбалке и в походах. Модели укомплектовывались носовыми и кормовыми козырьками, декой, поперечными штангами, штыковыми уключинами, длинными разборными веслами. На лодки Айгуль можно было устанавливать маломощные моторы.


Потом в СССР появились в продаже надувные лодки Язь и Лисичанка с приподнятой и заостренной передней частью. Корпус создавался из прорезиненной ткани с основой из капрона, покрывался составом из битума и каучука. Модели оснащались баллонами с переменным диаметром, который увеличивался к носу.

Советские производители выпустили лодки Стриж с неподвижными сиденьями. Они оснащались гребками, изготавливались из дублированного по диагонали прорезиненного материала с основой из хлопка, имели небольшую грузоподъемность. Модели предназначались для рыбной ловли на маленьких прудах, озерах, тихих реках. Для сплава, дальних путешествий они не подходили.

Среди рыбаков советских времен мгновенно стали популярными лодки Юрюзань и Катунь. Они обладали облегченным весом, округлой формой с приподнятым широким носом, подходили для рыбной ловли и охоты на открытых водоемах. В Катуни сиденьями служили надувные круги.

Потом производители предоставили в распоряжение водников модели Уфимка с заостренными оконечностями. Борта состояли из двух независимых баллонов. Конструкция напоминала пирогу, включала уключины с кольцами, позволяющими грести веслами разной длины, и брызгозащитные косынки.

Немного позже в продаже появились моторно-гребные лодки Волна подковообразной формы, модели Вега с реечными сланями. Для длительных походов разработчики создали модели Турист с отсеком для транспортировки вещей.


Технические характеристики советских лодок

Надувные модели, сделанные при СССР, имели разные технические характеристики, которые можно представить в таком диапазоне:

· Длина от 1,7 метра до 2,8 метра;
· Ширина от 75 сантиметров до 1,65 метра;
· Грузоподъемность от 100 килограмм до 450 килограмм;
· Вес от 8 килограмм до 30 килограмм;
· Диаметр баллонов от 28 сантиметров до 36 сантиметров.

Максимальная скорость маломерных судов достигала 16 километров в час. Многие модели тех времен были модернизированы и выпускаются сегодня. Они изменили размеры, форму, оснастку, но основываются на первоначальной конструкции лодок, доказавшей свою надежность и функциональность.


Моторные лодки России и СССР

Моторные лодки России в настоящее время представлены достаточно широким ассортиментом. Тому способствует широкая сеть больших и малых рек нашей страны. Катера и моторные лодки в России используются большей частью для рыбалки, однако наблюдается уверенный рост спроса на лодки для водного туризма. Активный рост автопарка в стране также ведет в популярности водномоторного спорта. С одной стороны становится все более доступной транспортировка судов к водоемам, с другой – из-за большого количества наземного транспорта, увеличивается плотность сосредоточения отдыхающих в местах, куда можно доехать на автомобиле, что также заставляет часть населения искать другие способы передвижения к более «диким» местам отдыха.

Моторные лодки в СССР

Плановая экономика СССР оказывала влияние и на производство моторных лодок и катеров для народного хозяйства и личного пользования. Выпускалась достаточно ограниченная линейка моторных лодок, часть из них модернизируется и выпускается до настоящего времени.

На водоемах России до сих пор присутствует значительное количество мотолодок, произведенных в СССР. Одни подвергаются тюнингу и используются в хозяйстве, другие реставрируются и используются в качестве ретро-лодок.
Среди лодок и катеров СССР наиболее популярными оказались такие модели как «Прогресс», «Казанка», «Обь» и другие лодки.
В 1981 году под предлогом охраны водоемов произошло значительное повышение цены на лодки, лодочные моторы и бензин. Это негативно сказалось на отрасли и привело ее в некоторый упадок.

Производство моторных лодок в России

После прекращения существования СССР отрасль маломерного судостроения России также испытала значительный спад из-за экономических причин. Однако, с ростом материального благосостояния россиян, спрос на водный транспорт набирает обороты. В настоящее время на территории России выпускается множество моделей моторных лодок. Твердокорпусные лодки выпускаются преимущественно в стеклопластиковых корпусах и в корпусах из алюминия. Производство лодок в России из фанеры и дерева сильно сократилось, в первую очередь из-за низких эксплуатационных характеристик таких моделей.
В отдельную нишу стоит выделить надувные моторные лодки. Их неоспоримое преимущества – удобство хранения и возможность доставки без прицепа и спуска на воду без слипа. Организованных мест спуска лодок на воду на прицепах в России по прежнему не много, а берега не всегда позволяют съехать по естественному рельефу.
Значительную часть производимых в РФ моторных лодок составляют модели, заимствованные у иностранных производителей, однако и собственных разработок вполне достаточно.

Моторы для катеров и моторных лодок в России

Подвесные лодочные моторы в России выпускаются, но все же в недостаточном количестве. Отечественным разработкам недостает легкости и надежности по сравнению с зарубежными конкурентами, хоть они и продолжают лидировать по цене. Кроме того, широкий диапазон мощностей иностранных моторов в настоящее время не может быть перекрыто отечественными производителями.

Лодочные станции России

Повышение спроса на моторные лодки способствует спросу на места их хранения. В настоящее время развивается сеть лодочных станций и яхт-клубов от эконом класса до премиального сегмента с развитой инфраструктурой. Некоторой проблемой остается заправка лодок на воде. Низкая конкуренция способствует высоким ценам на бензин, продаваемый с воды. Лодочные станции России представлены в нашем каталоге яхт-клубов.

Каталог моторных лодок России

В представленном ниже каталоге моторных лодок России представлены модели, производимые на территории СССР и современной России. Справочник постоянно обновляется и дополняется.

Малые боевые корабли и катера

Спуск на воду бронекатера типа «МБК»

Бронекатер «БК-506»

Серия морских бронекатеров типа «МБК» (проект 161) состояла из 20 единиц («БК-501» – «БК-520»), построенных на заводе №194 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 3 катера погибло, остальные были списаны в 1953-1958 гг. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 151 т. полное – 158 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,5 м.; осадка – 1,3 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 13 узл.; дальность плавания – 450 миль; запас топлива – 9 т. бензина; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт – 25-50-мм; палуба – 15-30-мм; рубка – 8-мм; башни – 45-мм. Вооружение: 2х1 – 76-мм орудия; 2х1 – 45-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х1 – 12,7-мм пулемета.

Речной бронекатер «Пика»

Бронекатера «Копье» и «Пика» были построены на Путиловском заводе в 1908-1910 гг. Катера списаны в 1954 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 23,5 т., полное – 25 т.; длина – 22,5 м.: ширина –3,1 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 200 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 12 человек. Бронирование: рубка, борт и палуба – 8-мм. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Речной бронекатер «Копье»

. Речной бронекатер типа «Д»

Из серии катеров типа «Д», построенных в США в 1916-1917 гг. к началу войны в строю оставалось 4 единицы. Катера погибли в 1941 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 6,5 т.; длина – 9,2 м.: ширина –2,4 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 100 л.с.; максимальная скорость – 11 узл.; дальность плавания – 500 миль; запас топлива – 700 кг; экипаж – 7 человек. Бронирование: борт – 5-мм, рубка – 6-мм. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Речной бронекатер «БК-91» (Тревога)

Катера «Тревога» и «Партизан» были построены на Коломенском заводе и приняты в строй в 1932 г. В 1941 г. катера прошли модернизацию. Списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 45 т., полное – 55,6 т.; длина – 32 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 22 узл.; запас топлива – 3,3 т. бензина; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт и рубка — 5 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х1- 7,62-мм пулемета.

Речной бронекатер типа «Проект 1124»

Речной бронекатер типа «Проект 1124»

Серия больших бронекатеров типа «Проект 1124» состояла из 97 единиц и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводах №264, №340 и №363. В годы войны погибло 12 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс.л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудие; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Речной бронекатер типа «Проект 1125»

Серия малых бронекатеров типа «проект 1125» состояла из 151 единицы и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводе №340. В годы войны погибло 39 катеров, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Башни бронекатера типа «Проект 1125»

ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30 т.; длина – 22,7 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 750 – 1 200л.с.; максимальная скорость – 20 узл.; запас топлива – 1,3 т. бензина; дальность плавания – 250 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х2 — 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулемет; 4 мины.

Речной бронекатер проекта «С-40»

Серия малых бронекатеров проекта «С-40» состояла из 7 единиц («БКА-21», «БКА-23», «БКА-26», «БКА-31», «БКА-33», «БКА-34», «БКА-81») и была построена на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького №340. Катера предназначались войскам НКВД для охраны государственной границы на Амударье. Они вошли в строй в 1942 г. Катер разработан на основе катера проекта «1125У». В период войны погибло 3 катера, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 36,5 т.; длина – 24,7 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – 2 дизельных танковых дв

Оружие Второй мировой. Торпедные катера

Сделаем небольшое отступление от наших обзоров по авиации и перейдем на воду. Начать я решил вот так, не сверху, где важно пускают пузыри всякие там линкоры, линейные крейсеры и авианосцы, а снизу. Где страсти кипели не менее шуточные, хоть и на мелководье.

Говоря о торпедных катерах, стоит отметить, что перед началом войны страны-участницы, включая даже «Владычицу морей» Британию, наличием торпедных катеров не отягощали себя. Да, малые корабли имелись, но так, скорее в учебных целях.

Например, Королевский флот имел в 1939 году всего 18 ТК, немцы владели 17-ю катерами, а вот у Советского Союза в наличии было 269 катеров. Сказывались мелководные моря, в акваториях которых приходилось решать задачи.

Потому и начнем, пожалуй, с участника под флагом ВМФ СССР.

1. Торпедный катер Г-5. СССР, 1933 год


Возможно, специалисты скажут, что стоило бы сюда поставить катера Д-3 или «Комсомолец», но вот просто Г-5 было выпущено больше, чем Д-3 и «Комсомольцев» вместе взятых. Соответственно, эти катера однозначно взвалили на себя такую часть войны, какая вряд ли сравнима с остальными.

Г-5 был катером прибрежной зоны, в отличии от Д-3, который вполне мог работать на удалении от берега. Это был небольшой кораблик, который, тем не менее, всю Великую Отечественную войну работал на коммуникациях противника.

За время войны претерпел несколько модификаций, моторы ГАМ-34 (да, Микулинские АМ-34 стали глиссирующими) были заменены на импортные «Изотта-Фраскини», а потом на ГАМ-34Ф мощностью 1000 л.с., которые разгоняли катер до сумасшедших 55 узлов с боевой нагрузкой. Пустым катер мог разогнаться до 65 узлов.

Вооружение тоже менялось. Откровенно слабенькие пулеметы ДА заменили сперва ШКАСом (интересное решение, если честно), а потом двумя ДШК.

Пожалуй, минусом нужно считать необходимость разворота для сброса торпед. Но и это было решаемо, ТКА Г-5 провоевал всю войну и на боевом счету этих корабликов довольно приличная куча потопленных кораблей противника.

Кстати, огромная скорость и немагнитный деревянно-дюралюминиевый корпус позволили катерам тралить акустические и магнитные мины.

Достоинства: скорость, неплохое вооружение, дешевизна конструкции.

Недостатки: очень низкая мореходность.

2. Торпедный катер «Воспер». Великобритания, 1938 г.


История катера примечательна тем, что его британское Адмиралтейство не заказывало, а фирма «Воспер» разработала катер в инициативном порядке в 1936 году. Однако катер так понравился морякам, что был принят на вооружение и пошел в серию.

Торпедный катер обладал очень приличной мореходностью (в то время британские корабли были эталоном) и дальностью хода. Еще он вошел в историю тем, что именно на «Восперы» впервые на флоте поставили автоматические пушки «Эрликон», что очень существенно повысило огневую мощь кораблика.

Так как британские ТКА были слабыми соперниками немецким «шнелльботам», о которых речь пойдет ниже, пушка пришлась весьма кстати.

Изначально на катера ставили такие же двигатели, как и на советские Г-5, то есть, итальянские «Изотта-Фраскини». Начавшаяся война оставила и Великобританию, и СССР без этих моторов, так что перед нами еще один пример импортозамещения. В СССР очень оперативно приспособили авиационный двигатель Микулина, а британцы передали технологию американцам, и те стали строить катера со своими двигателями от «Паккарда».

Американцы еще усилили вооружение катера, ожидаемо заменив «Виккерсы» на «Браунинги» 12,7-мм.

Где воевали «Восперы»? Да везде. Участвовали в эвакуации Дюнкерского позорища, ловили немецкие «шнелльботы» на севере Британии, атаковали итальянские корабли в Средиземном море. Отметились и у нас. 81 катер американской постройки был передан нашему флоту в рамках ленд-лиза. 58 катеров приняли участие в боях, два было потеряно.

Достоинства: мореходность, вооружение, дальность плавания.

Недостатки: скорость, большой экипаж для маленького корабля.

3. Торпедный катер MAS тип 526. Италия, 1939 год


Итальянцы тоже умели строить корабли. Красивые и быстрые. Этого вот не отнять. Стандарт для итальянского корабля – более узкий, чем у современников, корпус, потому чуть больше скорость.

Почему я взял в наш обзор именно 526-ю серию? Наверное, потому что они даже у нас нарисовались, и воевали в наших водах, хоть и не там, где большинство подумало.

Итальянцы хитрецы. К двум обычным моторам «Изотта-Фраскини» (да-да, все те же!) по 1000 лошадок они добавили пару движков «Альфа-Ромео» по 70 л.с. для экономичного хода. И вот под такими двигателями катера могли красться со скоростью 6 узлов (11 км/ч) на совершенно фантастические расстояния в 1100 миль. Или 2 000 км.

Но если кого-то надо было догнать, или от кого-то оперативно смыться – с этим тоже был порядок.

Плюс катер получился не только хорошим в плане мореходности, он вышел весьма универсальным. И кроме обычных торпедных атак мог вполне пройтись по подводной лодке глубинными бомбами. Но это больше психологически, поскольку гидроакустического оборудования на торпедный катер понятное дело, не поставили.

Торпедные катера этого типа участвовали в первую очередь на Средиземном море. Однако, четыре катера в июне 1942 года (MAS №№ 526—529) вместе с итальянскими экипажами были переброшены на Ладожское озеро, где они участвовали в атаке на остров Сухо с целью перерезать Дорогу жизни. В 1943 году их забрали себе финны, после чего катера служили в составе финских морских сил.


Итальянцы в России. На ладожском озере.

Достоинства: мореходность, скорость.

Недостатки: многофункциональность в итальянском исполнении. У катера было вооружение, но были проблемы с его применением. Один пулемет, пусть и крупнокалиберный – этого явно мало.

4. Патрульный торпедный катер РТ-103. США, 1942 год


Конечно, в США не могли сделать что-то маленькое и вертлявое. Даже с учетом технологий, полученных от англичан, у них вышел довольно массивный торпедный катер, что в общем объяснялось количеством оружия, которое на нем смогли разместить американцы.

Сама по себе идея заключалась не в создании чисто торпедного катера, а патрульного. Это видно даже из названия, ибо расшифровывается РТ как Patrol Torpedo boat. То есть, патрульный катер с торпедами.

Торпеды, естественно, были. Два спаренных крупнокалиберных «Браунинга» — вещь полезная во всех отношениях, а про 20-мм автоматическую пушку от «Эрликона» мы вообще молчим.

Зачем американскому флоту столько катеров? Все просто. Интересы защиты тихоокеанских баз требовали именно таких кораблей, способных в первую очередь нести патрульную службу и в случае чего оперативно смыться, если вдруг обнаружатся корабли противника.

Самым значительным вкладом катеров серии РТ стала борьба с «Ночным токийским экспрессом», то есть, с системой снабжения японских гарнизонов на островах.

Особенно полезными катера оказались в мелководных акваториях архипелагов и атоллов, куда остерегались заходить эсминцы. А торпедные катера перехватывали самоходные баржи и небольшие каботажные суда, перевозившие воинские контингенты, вооружение и снаряжение.

Достоинства: мощное вооружение, неплохая скорость

Недостатки: пожалуй, что и нет.

5. Торпедный катер Т-14. Япония, 1944 год


Вообще японцы как-то с торпедными катерами на заморачивались, не считая их оружием, достойным самурая. Однако, со временем мнение изменилось, поскольку успешная тактика применения американцами патрульных катеров сильно обеспокоила японское флотское командование.

Но беда крылась в другом: не было свободных двигателей. Факт, но действительно, японский флот не получил достойного торпедного катера именно потому, что для него не было двигателя.

Единственным приемлемым вариантом во второй половине войны сталд проект фирмы «Мицубиси», который назвали Т-14.

Это был самый маленький торпедный катер, даже прибрежный советский Г-5 оказался крупнее. Тем не менее, благодаря своей экономии места, японцы умудрились втиснуть туда столько оружия (торпеды, глубинные бомбы и автоматическую пушку), что кораблик получился весьма зубастым.

Увы, но откровенный недостаток мощности 920-сильного двигателя при всех достоинствах не сделал Т-14 хоть каким-нибудь конкурентом для американского РТ-103.

Достоинства: малый размер, вооружение

Недостатки: скорость хода, дальность.

6. Торпедный катер Д-3. СССР, 1943 год


Есть смысл добавить именно этот катер, поскольку Г-5 был катером прибрежной зоны, а Д-3 как раз обладал более приличными мореходными качествами и мог действовать на удалении от береговой линии.

Первая серия Д-3 строилась с двигателями ГАМ-34ВС, вторая пошла с американскими ленд-лизовскими «Паккардами».

Моряки считали, что Д-3 с «Паккардами» был намного лучше американских катеров «Хиггинс», которые приходили нам по ленд-лизу.

«Хиггинс» был неплохим катером, но низкая скорость (до 36 узлов) и бугельные торпедные аппараты, которые в условиях Заполярья замерзали напрочь, как-то ко двору не пришелся. Д-3 с такими же двигателями был быстрее, а так как еще и оказался меньше по водоизмещению, то и маневренней.

Низкий силуэт, малая осадка и надежная система глушителей делали наши Д-3 незаменимыми для действий у побережья противника.

Так что Д-3 не только ходил в торпедные атаки на конвои, его с удовольствием использовали для высадки десантов, подвоза боеприпасов на плацдармы, постановки минных заграждений, охоты за вражескими подводными лодками, охраны кораблей и конвоев, траления фарватеров (бомбардируя глубинными бомбами немецкие донные неконтактные мины).

Плюс это был самый мореходный из советских катеров, выдерживал волнение до 6 баллов.

Достоинства: набор вооружения, скорость, мореходность

Недостатки: считаю, что их нет.

7. Торпедный катер S-Boat. Германия, 1941 год


В конце у нас «Шнелльботы». Они действительно были весьма «шнелль», то есть, быстрыми. Вообще концепция немецкого флота предусматривала огромное количество кораблей, несущих торпеды. И тех же «шнелльботов» было построено более 20 различных модификаций.

Это были корабли несколько выше классом, чем все перечисленные до этого. Но что делать, если германские корабелы старались выделится всеми возможными способами? И линкоры были у них не совсем линкоры, и эсминец мог озадачить иной крейсер, то же самое и с катерами вышло.

Это были универсальные корабли, способные делать все, почти как наши Д-3, но обладали весьма впечатляющим вооружением и мореходностью. Особенно – вооружением.

Собственно, как и советские катера, немцы взвалили на свои ТКА все те же задачи по охране небольших конвоев и отдельных судов (особенно идущих из Швеции с рудой), в чем, кстати, преуспели.

Рудовозы из Швеции спокойно приходили в порты, потому что крупные корабли Балтийского флота всю войну простояли в Ленинграде, ничем не мешая противнику. А торпедным катерам и бронекатерам, тем более, подводным лодкам, «шнелльбот», напичканный автоматическим оружием, был не по зубам.

Так что контроль над доставкой руды из Швеции считаю главной боевой задачей, которую выполнили «шнелльботы». Хотя и 12 эсминцев, которые были потоплены за войну катерами – это не мало.

Достоинства: мореходные качества и вооружение

Недостатки: размеры, соответственно, не прекрасная маневренность.

Непростая жизнь была у этих корабликов и их экипажей. Не линкоры все-таки… Совсем не линкоры.

Торпедные катера. Как больно кусался «москитный флот» СССР — История России

14 марта 1927 года в Севастополь прибыл первый советский торпедный катер, спроектированный авиаконструктором Андреем Туполевым

Эти юркие кораблики стали одним из главных символов советского военно-морского флота времен Великой Отечественной войны. Их можно встретить стоящими на пьедесталах и покачивающимися на волнах у музейных стенок, их нередко изображают на открытках, посвященных военным годам. Они были самыми массовыми кораблями в РККФ к началу войны и приняли на себя колоссальную нагрузку, занимаясь не только своим прямым делом — торпедными атаками, но и выполняя множество иных задач, стали незаменимыми и для флота, и для армии.

Торпедный катер АНТ-3 «Первенец» в Севастопольской бухте, весна 1927 года

Источник: wiki.wargaming.net


Наследники минных катеров

Строго говоря, первенство в боевом применении торпедных катеров принадлежит России, и сделала она это еще в XIX веке. Те катера назывались минными и представляли собой небольшие корабли, базировавшиеся на минном транспорте. Перед атакой их спускали на воду, а чтобы выпустить «мины Уайтхеда», как тогда назывались торпеды, они должны были так же аккуратно опустить их на воду и отправить в путь к цели. Так действовали 26 (14 по ст. ст.) января 1878 года базировавшиеся на транспорте «Великий князь Константин» минные катера «Чесма» и «Синоп», выполнившие первую в мире результативную торпедную атаку турецкой канонерки «Интибах».

Однако вплоть до конца Первой мировой войны, когда подобные корабли уже вовсю строили в других морских державах, в России так и не появилось способных стрелять на ходу быстроходных торпедных катеров. А уж сразу после Октябрьской революции о них и вовсе не могло быть речи: когда в 1919 году командование Красного флота обратилось наверх с просьбой отдать распоряжение о постройке такого типа кораблей, ответ был простым и лаконичным: нет технической возможности. И только в 1925 году наркомат по морским делам выдал ЦАГИ задание по разработке торпедного катера. За работу взялась бригада под руководством авиаконструктора Андрея Туполева, и созданный катер многое унаследовал от авиации. По сути, он представлял собой увеличенный поплавок тяжелого гидроплана с экипажем в три человека и одной 450-миллиметровой торпедой в кормовом лотке, которая сбрасывалась по ходу катера. Материал для корабля тоже выбрали авиационный — недавно созданный советскими металлургами кольчугалюминий (позднее ставший дюралюминием). Этот катер получил индекс АНТ-3, а потом и собственное имя «Первенец»: он был первым кораблем, от начала и до конца построенным уже в советское время!

Торпедный катер типа Ш-4 Балтийского флота, вторая половина 1930-х годов

Источник: and-kin2008.narod.ru


Советский «Первенец»

6 марта 1927 года построенный в Москве АНТ-3 погрузили на поезд и отправили в Севастополь, куда он прибыл 14 марта. Через три дня начались испытания, и на них катер развил сумасшедшую скорость — до 54 узлов, то есть больше 100 км/ч! Правда, так быстро он мог идти только по спокойной воде, что определялось теми же конструктивными особенностями корабля, которые обеспечивали высокую скорость. Отсутствие развитого киля и наличие редана, то есть выступа на днище, позволявшего катеру выходить на глиссирование (то есть опираться на воду только задней половиной днища, снижая сопротивление) как раз и снижали его мореходность. Но все это не смутило военных моряков: согласно концепции того времени, новые торпедные катера планировалось, как и минные катера времен Крымской войны, доставлять к театру боевых действий на крупных боевых кораблях типа легких крейсеров, и только там спускать на воду. И хотя вскоре от этой концепции отказались, переделывать юркие быстрые катера уже не стали.

Первыми серийными кораблями, наследниками «Первенца», стали торпедные катера типа Ш-4, принятые на вооружение в 1928 году. Они представляли собой чуть модернизированные корабли того же реданного типа, но получившие более мощное основное вооружение: два торпедных аппарата вместо одного. За счет этого их максимальная скорость немного упала и составила «всего» 46 узлов, то есть 85 км/ч, но и этого было достаточно, чтобы суметь выйти на атакующий курс, выпустить торпеды и уйти с их курса. Это был, пожалуй, главный недостаток Ш-4: чтобы выстрелить по цели, катер должен был иметь скорость не ниже 17-18 узлов, потому что только она позволяла ему успеть отвернуть от торпед, которые сбрасывались с лотков назад по ходу корабля, но хвостовой частью вперед и сразу же начинали движение. И если торпедный катер не успевал увернуться от своих же торпед, он мог стать их жертвой.

Советский торпедный катер ТКА-15 типа Д-3 Северного флота в порту Полярный, 1942 год

Источник: waralbum.ru


За четыре года Красный флот получил 59 кораблей типа Ш-4. Они неплохо зарекомендовали себя, но в процессе эксплуатации «четверок» стало понятно, что флоту нужны более мореходные и «дальнобойные» торпедные катера с более современным вооружением, чем дореволюционные торпеды калибра 450 мм. Создание таких кораблей вновь поручили Андрею Туполеву, который на основе Ш-4 в 1933 году разработал новый торпедный катер серии Г-5, которому суждено было стать самым массовым кораблем такого типа советского ВМФ: их было построено 307 единиц!

Три сотни «пятерок»

Торпедные катера серии Г-5 начали выпускать в 1933 году. Они уже могли выдерживать волнение до 4 баллов, имели на вооружении две новые торпеды калибра 533 мм и в полтора раза большее водоизмещение, что позволило удобнее разместиться экипажу. Несмотря на большие размеры, корабли этого проекта развивали скорость до 50 узлов. Постройка одного такого катера не занимала много времени, со своими основными задачами они справлялись удовлетворительно, и к началу Великой Отечественной войны именно Г-5 стали основными советскими торпедными катерами.

Торпедный катер «Московский ремесленник» типа Г-5, построенный на средства учащихся столичных школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Черноморский флот, 1943 год

Источник: waralbum.ru


Как ни хороши были Г-5, а слабая мореходность и маленькая дальность хода делали их кораблями исключительно прибрежного действия, к тому же из-за особенностей торпедная стрельба не была стабильно точной. Флоту же требовались катера открытого моря, способные выпускать торпеды хоть из неподвижного положения. И в 1939 году конструктор Адмиралтейского завода Леонид Ермаш спроектировал деревянный торпедный катер Д-3, отвечавший всем этим требованиям. Корабль получился более крупным (водоизмещение 32 тонны) и чуть медленнее (скорость до 48 узлов), чем Г-5, но зато он прекрасно чувствовал себя при волнении до шести баллов и позволил разместить более мощное оборонительное оружие, вплоть до 20-миллиметровых автоматических пушек. Большие размеры позволили увеличить и экипаж корабля до 9-11 человек в зависимости от модификации. В общей сложности с 1940-го по 1945-й годы советские корабелы построили 73 катера серии Д-3, которые отлично зарекомендовали себя в боевых действиях.

Последней серией торпедных катеров военного времени стали торпедные катера типа «Комсомолец» (проект 123 и его модификации). Корабль считался малым торпедным катером и имел водоизмещение в пределах 17 тонн, но зато был солидно вооружен: две торпеды калибра 533 мм, четыре глубинных бомбы и крупнокалиберный пулемет. Именно эти торпедные катера сегодня встречаются чаще всего в качестве памятников героизму катерников Великой Отечественной войны, и это неудивительно. Хотя проект был разработан еще до начала войны, тогда успели построить всего один катер, который вошел в состав Черноморского флота 25 октября 1940 года. Но серийное производство началось только в 1944 году в… Тюмени, откуда корабли поездами доставляли к местам службы. Эти катера шифра 123бис водоизмещением до 20,5 т получили новые торпеды калибра 457 мм, шесть глубинных бомб и два пулемета, что делало их грозным морским оружием. А поскольку применять новые корабли стали в конце войны, то большинство из 31 успевшего повоевать катера типа «Комсомолец» дожили до Победы.

Торпедный катер типа 123бис «Комсомолец» (реплика) в экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве

Источник: commons.wikimedia.org


И в атаку, и в разведку

Первое, что приходит в голову при слове «торпедный катер», это мчащийся поднимая буруны кораблик, атакующий вражеский транспорт, или миноносец. Тактика катерников была разнообразной: они парами или группами выходили на свободную охоту, прятались в засадах под берегами и в шхерах возле маршрутов вражеских конвоев, совершали нападения на порты и даже вели маневренные бои при поддержке авиации. И, конечно, прославились советские катерники прежде всего именно этими лихими атаками.

Кроме того, уже в самом начале войны стало понятно, что корабли такого типа могут выполнять и множество других функций. Например, когда Красная Армия вынуждена была оставить не только Крым, но и часть Черноморского побережья Кавказа, катера стали использовать как конвой для… эшелонов! Базировавшиеся в Черном море немецкие подлодки подходили по ночам к берегу и из своих пушек обстреливали поезда, идущие вдоль побережья. Чтобы отпугнуть немцев, и стали использовать катера: их высокая скорость и торпеды были достаточной угрозой для подводников.

Торпедные катера серии Д-3 Балтийского флота принимают на борт бойцов в порту Виртсу (Эстония) во время подготовки к высадке морского десанта на остров Муху (Моон) Моонзундского архипелага, сентябрь 1944 года

Источник: waralbum.ru


Но таких экзотических примеров не много, и гораздо чаще торпедным катерам доводилось заниматься другой работой. Как корабли, имеющие осадку не больше метра, они могли подходить вплотную к берегу, причем не только в ясную погоду, но и в туман, не слишком опасаясь подводных препятствий; на малом ходу они были почти бесшумными, а на крайний случай на каждом катере имелась система постановки дымовой завесы. Все это превращало торпедные катера в идеальное средство доставки разведывательных групп, десантов и боеприпасов для них. Кроме того, дюралевый или деревянный корпус позволял использовать эти корабли для борьбы с донными магнитными минами: они «глушили» их своими глубинными бомбами, и те же бомбы применялись для борьбы с подлодками.

Такая разнообразная работа делала службу на торпедных катерах очень опасной: порой эти кораблики, многие из которых строились из дерева (как те же Д-3), возвращались на базы с парой, а то и тройкой сотен пробоин. Стоит ли удивляться, что за годы войны был потерян каждый четвертый торпедный катер из состава флота. К 22 июня 1941 года в РККФ числились 269 кораблей этого типа, в военное время в строй вступили еще 154 катера отечественной постройки и 166 полученных по ленд-лизу, а потери составили 139 торпедных катеров.

Морские мины типа Р-1 в торпедных лотках катеров типа Г-5. Катера этой серии, как и другие торпедные катера РККФ, применялись в том числе и для постановки минных заграждений

Источник: wiki.wargaming.net


Обложка: pinterest.ru


Смотрите также

Первые гвардейские корабли советского флота

Три войны русской «Пантеры»

Как русский флот обзавелся радиоразведкой

Адмирал-изобретатель: что подарил русскому флоту Степан Макаров

Три первых в мире русских подлодки

броненосных катеров СССР

Советские бронекатера ВОВ


Советские бронекатера пр. 1125

Бронекатер пр. 1124 с башней Т-34, башней ЗРК и ракетной установкой
«Речные танки» ТУ СССР
Тип Построен Длина, м Экипаж Броня, мм Водоизмещение, т Скорость макс / эконом Вооружение типовое
пр. 1124 99 в 1935-1945 25 13-20 4-14 41-48 21/13 2 * 76,2-мм пушки и пулеметы ДТ в 2-х башнях Т-34 или Т-28
+ 2 * зенитных пулемета
Пр. 1125 204 в 1936-1945 гг. 23 10-13 4-8 27-36 19/13 1 пушка 76,2 мм и пулемет ДТ в башне Т-34 или Т-28
+ 4 зенитных пулемета
S-40 7 дюймов 1942 24,6 12 4-8 30 / 33,8 35 / 1 * 76,2-мм пушка и пулемет ДТ в башне Т-34
+ 4 * зенитных пулемета

310 бронекатеров произведено в СССР с 1934 по 1945 годы.Эти воинские части использовались на реках, озерах и внутренних морях.
Также было несколько легких частей типа Д (времен Первой мировой войны). и разные единицы типа P (бывшие польские).


Советский бронекатер времен Великой Отечественной войны типа 1125 Фото.

Важнейшие сражения с участием класса 1125 в Балтийском море:

28 августа 1941 года.
Советские канонерские лодки BK-213 и BK-214 совершили налет на финское побережье и перехватили конвой финских катеров, буксировавших понтоны.Советское командование решило не открывать огонь, чтобы не настораживать финские сторожевые катера, и пара начала серию «таранов». (таранные) атаки. За короткое время было потоплено 4 финских катера и 2 понтона, а 2 других понтона были разрушены. Финские источники подтверждают такие потери (Советы фактически заявили немного больше: потоплено 10 целей), и они понесли 3 убитых и 4 раненых. Понтоны были пустыми, но эта успешная атака была хорошим результатом, но из-за военной ситуации подобные набеги не повторялись.

13 августа 1944 г.
Советская канонерская лодка БК-213 приняла участие в еще одном успешном сражении: с БК-322 они столкнулись с группой из 4 немецких вспомогательных войск. тральщики в Чудское озеро. В ходе боя советским бронекатерам удалось расколоть противника: немецкому КМ-19 удалось сбежать, даже если она получила ранения и 3 ранения, однако КМ-08 была окружена БК. Немецкая лодка получила прямые попадания от советского огня, наконец, БК-213 совершил еще одну таранную атаку, и КМ-08 потерпел крушение о берег.Из экипажа из 11 немцев 2 удалось спрятались и позже были спасены противником, 5 погибли, 4 попали в плен (2 из них умерли от ран). БК-213 пострадал мало повреждения с 2 ранеными. Позже немцы разрушили обломки КМ-08 с помощью воздушного налета, чтобы предотвратить восстановление Советским Союзом.

17 апреля 1945 года.
В ночь с 16 на 17 апреля советская группа бронекатеров (БК-200, БК-201, БК-202, БК-204, БК-205, БК-206, BK-212, BK-213 и BK-214) атаковали немецкий конвой барж и вооруженных барж, который отходил от Пиллау.Печально немецкий документы этого времени войны отсутствуют: Советы утверждали, что потопили 2 вооруженные баржи и 2 другие транспортные баржи, но эти победы не подтверждаются. Было высказано предположение, что немецкая вооруженная баржа PiLb-554 (которая, как сообщается, была потоплена "из-за мин" той ночью и закрыла это локация) был фактически потоплен во время боя.

26 апреля 1945 г.
Обнаружены три советские канонерские лодки типа 1125, вывозившие десант у Пиллау 3 немецкие вооруженные баржи (60 тонн каждая, по всей видимости, бывшие гражданские) пытаются эвакуировать войска.В последующем бою были потоплены две баржи, и неизвестное количество пленных было выбрано из воды (данные о столкновении неясны, поскольку произошло во время десантной операции, однако это не были десантные корабли типа MPF).

Важнейшие бои с участием класса 1125 в Черном море:

18 августа 1943 года.
В Азовском море. Немецкие вспомогательные канонерские лодки МАЛ-1 и МАЛ-2 перехватили в открытом море небольшие советские канонерские лодки БК-123 и БК-133 (обе класса 1125).Немцы в полной мере использовали лучшую дальность стрельбы своих 88-мм орудий и более стабильное прицеливание (передняя башня советской канонерской лодки не могла быть стабильной стрельбой в открытом море). Обе советские канонерские лодки попали и затонули без последствий для немцев от советского огня. 4 пленных попали в плен.

30 августа 1943 г.
В Азовском море. Советы совершили налет на Таганрогский залив. Малые канонерские лодки БК-311 и БК-313 высадил команду и вступил в бой со вспомогательной канонерской лодкой MAL-1: они удалились, и немецкая канонерская лодка вступила в бой с небольшой канонерской лодкой BK-312 (класс 1125) и BK-122 (класс 1124).Как и произошло 18 августа, ТЗА использовала большую дальность стрельбы и сумела потопить обе канонерские лодки без повреждений и потерь: 7 советских моряков попали в плен. Однако позже группе советских самолетов удалось обстрелять группу с той же канонерской лодки МАЛ-1, которая присоединилась к МАЛ-2, МАЛ-3, МАЛ-4, МАЛ-9, и вспомогательными тральщиками R-30 и RA-52, сопровождавшими 5 барж. : нанесены повреждения (неясно, по каким частям), 3 убитых и несколько раненых. Несмотря на более ранние потери, советские войска успешно освободили Таганрог, БК-111 (класс 1124) перехватил в море безымянную вспомогательную моторную лодку с немецкими войсками, пытавшуюся спастись: после короткого обстрела она была захвачена в качестве трофея, но впоследствии потеряна из-за буксировки из-за плохой погоды. , 10 немцев взяты в плен (командир убился, двое других прыгнули за борт, чтобы избежать плена, но утонули).Кроме того, четверо местных коллаборационистов взяли еще одну моторную лодку и направились к тральщику КАТШ-176, чтобы дезертировать (захваченная моторная лодка также была превращена в тральщик, получивший название КАТШ-193).

Важнейшие бои с участием класса С-40:

7 ноября 1943 года.
В Черном море во время поддержки операций Керчь-Эльтиген канонерские лодки БК-81 и БК-323 (оба класса С-40) столкнулись с немецкими боевыми кораблями МФУ. В ходе боя БК-323 получил легкие повреждения, как и немецкие F-316, F-446 и F-578.Спасибо за это столкновение, Немецкие МФУ в ту ночь не потопили транспортную цель.



Русский бронекатер ВОВ типа С-40 фото.

Советские речные бронекатера проекта 1124 и С-40 времен Второй мировой войны.


Российские канонерские лодки типа ГВИУ (вооружены двумя 76-мм пушками и четырьмя пулеметами и бронированы до 6 мм) на Волге.

Советский флот ВОВ

Война закончилась

.

Советский Союз: торпедные катера времен Второй мировой войны

Советский Союз: торпедные катера Второй мировой войны

Советские торпедные катера ВОВ


4.
Советский Моторный торпедный катер Ш-4.

Военно-морской флот СССР использовал Моторные торпедные катера для выполнения многих задач во время войны, в том числе в качестве транспортных кораблей. для осадных портов и десантных катеров для морской пехоты. Тем не менее, некоторые отряды пережили обширные бои на морские столкновения вместе со сторожевыми кораблями, они были вторыми основными единицами (после подводных лодок) используется ВМФ СССР.

Технические характеристики советских торпедных катеров ВОВ
Наименование Ш-4 Г-5 Д-3 серия 1 Д-3 серия 2 Комсомолец
Год 1928-1932 1933-1944 1940-41 1943-45 1945
Построен 84 (5 серий) 321 (8 серий) 26 47 32
Длина, м 18 19 21,6 21,6 18,7
Водоизмещение, т 10 14,91 (VI серия) - 19,94 (XI серия) 31 32 17
двигатели Два двигателя Right-Typhoon Два ГАМ-34Б по 850 л.с. (из IX серии - два мотора по 1000 л.с., XII серии - два мотора по 1150 л.с.) Три ГАМ-34БС Всего 2550 л.с. Три Packard, общая мощность 3600 л.с. Два Packard, всего 2400 л.с.
Скорость, узлы 52 58 32 45 48
Дальность действия, миль 300 220 350 (550 эконом.) 345
Вооружение 7,62-мм DA + Две 450-мм задние торпедные установки Два ДА (ШКАС серии X, один ДШК 1941 года) + Два 533-мм задних торпедных аппарата Два 12,7-мм ДшК + Два 533-мм бортовых торпедных аппарата БС-7 + ПУ глубинных бомб (8 бомб БМ-1) Две 12,7-мм ДшК + 20-мм или 25-мм пушка + Две 533-мм бортовые торпедные установки БС-7 + 1 пусковая установка глубинных бомб (8 бомб БМ-1) Два спаренных 12,7-мм + Два 533-мм трубных торпедных аппарата БС-7 + Две пусковые установки глубинных бомб (6 бомб М-1)
Экипаж 6 6 9 + морская пехота 11 + морская пехота 7
Мореходность 3 4 6 6 4

Уникальный моторный торпедный катер СМ-3 представляет собой стальную версию деревянного Д-3 (СМ-3 не получил номера «ТК»).Этот прототип был одним из самых активных советских МТБ на Черном море, часто вместе воевавших. первый прототип класса Д-3 (ни одна лодка не получила номера ТК), вместе они боролись против малых судов и вместе торпедировали и потопили немецкий корабль MFP.

Большие цветные фотографии МТБ «Комсомолец»

Победы советских торпедных катеров

Наиболее значимые сражения с крупными боевыми кораблями противника (все на Балтике):

Действия от 27 сентября 1941 г.
Результат: победа Германии.
Первая и единственная попытка СССР атаковать крейсера противника. ТК-67, ТК-83, ТК-111 и ТК-164 (все класса G-5) атаковали крейсеры «Эмден» и «Лейпциг». Торпеды не попали в цель, ТК-83 был подбит и потоплен.

Первая битва при острове Нерва
20 июня 1944 г. Результат: Победа СССР
Кригсмарине направила большие торпедные катера Т-30 и Т-31 (класса Эльбинг) для атаки малых советских катеров вблизи Нервы. Остров в Финском заливе. У Советов было только десять лодок класса МО-4 и четыре малых канонерских лодки МБК: МО-106, МБК-503 и МБК-505 получили повреждения, но не были потоплены.Советские торпедные катера осуществили контратаку, две первые волны атакующих катеров были отражены (ТК-53, ТК-63, ТК-101, ТК-103 и ТК-153) были повреждены, но снова ни один не был потоплен), но третья атака была успешной. ТК-37 и ТК-60 (из Д-3 класс) совершил клещевую атаку, и один из них попал в Т-31 торпедой, потопив военный корабль с большими человеческими жертвами. (76 убитых и 8 взятых в плен). Т-30 отступил, получив незначительные повреждения из-за пулеметов (1 убитый и 13 раненых).
Т-31 был самым значительным военным кораблем, когда-либо потопленным советским флотом в надводном бою (его можно было классифицировать как эсминец или эскортный эсминец).

Рейд в заливе Данзич
15 апреля 1945 года. Результат: Победа СССР
Советский флот начал использовать в 1945 году новые моторные торпедные катера типа «Комсомолец», пара из них (ТК-131 и ТК-141) были глубоко проникли в залив Данзич и им удалось торпедировать современный немецкий эсминец Z-34.Ущерб был настолько тяжелым что агрегат никогда не ремонтировался и когда (после войны) был передан США, он был списан, потому что повреждения были скорее затем отремонтировали или использовали как цель. Корабль (эсминец большого размера и мощности) был самым значительным военным кораблем, выведенным из строя Советский ВМФ в надводном бою, даже если он не потонул иначе, чем Т-31.


533-мм торпеда на катере Д-3.

Большой советский торпедный катер Д-3, Северный флот.


Советский торпедный катер Ш-4


Красный флот Моторный торпедный катер Ш-4
Russisch klein Schnellboot vom Typ Sh.4


Русский маленький МТБ типа G-5
Sowjetisches Schnellboot vom Typ G.5 des Zweiten Weltkrieges


Военные лодки D-3 красного флота времен Второй мировой войны.


Советский военный катер на Черном море
Motoscafo Armato Silurante (ботинки MAS), seconda guerra mondiale


Американский моторный торпедный катер А-1 Воспер ВМФ СССР (ленд-лиз)
Kuter torpedowy II wojna swiatowa


Американские арендованные торпедные катера A-2 Higgins из Красного Северного флота

Советский флот ВОВ

Война окончена


основной URL

Другие статьи:

: -22.WoT

погибших немецких бомбардировщиков ВОВ галерея

ВОВ Италии, фотогалерея

(57) Камбодж Камбоджа

заградителей СССР

.

/,,,,

/ / /

De Alm Delfino 70
1 650 000
Брокерская компания Nord Star

Принцесса 64
930000
Sunseeker Россия

Hydrolift S 24 Platinum
105000
Jonacor Marine

Baja 26 Outlaw
5 200 000
Рестмар

Dufour 460 Большой большой

Princess 95
2 750 000
West Nautical

MotorSailer
48500

Quicksilver 470 Cruiser
700000
BESTMARINE

Курьер 860
2 800 000

Пачешип 23
470000

Princess 61
42000000
Nordmarine

Бавария 42 спорт HT
130 000
Сергей

Starfisher 30
8 999 000
Nordmarine

(каюта Voyager)
3105000

Бавария 770
590 000

Sargo Minor 34 Fly
2
Jonacor Marine

Fairline Squadron 74
49 900 000
Рестмар

Открытие Бейлайнера 192
1100000

БАСТЕР МАГНУМ
1 499 000

Beneteau Sense 51
540 000

Delphia 1150
225 000
Delphia Yachts

АНКЕРТРАУЛЕР 1300
6 500 000

102-02
1 000 000

Velvette 16 Prime Aluminium
360 000

HUNTER 285 SL
2 600 000

Aquador 32c
8 850 000

Van Der Heijden Dynamic 1700
25 900 000

SeaRay 335
4000000

Лотос 550
1 000 000

S
399 000
- "" "

Galeon 440 FLY
200 000
Николай

Азимут 43S
22 000 000

RIB Baltic Boats BBRIB-700AL
1600000

Crestliner 225
4

Конрад 24
950 000
Кот
/ / /

4
315 000

RX-600
450 000
.

Катера и яхты в продаже. Продажа лодок по всему миру

О TheYachtMarket ®

С момента создания в 2003 году соучредители TheYachtMarket Ричард В. Робертс и Саймон Уайт преследовали одну главную миссию - предлагать самые лучшие онлайн-возможности при покупке и продаже лодки.

Именно эта основная миссия вывела TheYachtMarket на лидирующую позицию в отрасли сегодня, предлагая наиболее полный и технологически продвинутый ресурс, будь то покупка или продажа, для всех типов лодок, от парусных лодок и тендеров до моторных и коммерческих судов.

Будучи новаторами рынка, Ричард и Саймон постоянно развивают и улучшают TheYachtMarket, приветствуя отзывы непосредственно от его участников - яхтенных брокеров, частных продавцов и покупателей лодок - чтобы гарантировать, что он остается предпочтительным ресурсом и наиболее экономичным решением для создания качественных запросов на продажи .

За последние 15 лет основатели TheYachtMarket изменили отрасль, чтобы она оставалась прозрачной для всех.В 2007 году Ричард и Саймон были среди основателей Open Marine Initiative, которая создала бесплатный и открытый стандарт для обмена данными о лодках. Философия доверия и прозрачности чрезвычайно важна для бизнеса и полностью изменила правила игры в отрасли.

.

Смотрите также